Российский президент Владимир Путин поддержал предложения, выдвинутые Морской коллегией РФ, касающиеся ответных действий на попытки Запада ограничить судоходство в Балтийском море. Об этом 26 мая рассказал помощник главы государства и председатель Морколлегии Николай Патрушев.
Ночью 15 мая военно-морские силы Эстонии совместно с авиацией Польши, получив поддержу от сил НАТО, предприняли попытку захватить нефтяной танкер Jaguar, который находился в нейтральных водах Балтийского моря под флагом Габона. Судно следовало в российский порт Приморск. Как сообщается в Telegram-канале Shot, танкер подвергался угрозе тарана, и дважды с вертолета пытались высадить десант. Прекратили атаковать его только после появления в небе российского истребителя Су-35.
Западные страны оправдали свое нападение тем, что Таллин "заподозрил судно в отсутствии государственного флага и страховки", а также указывая на то, что Jaguar находится под санкциями Великобритании. Вскоре после этого начальник Генштаба Эстонии генерал-майор Вахур Карус добавил, что судно якобы прошло через "пиратские районы" в Красном море и Индийском океане.
Подробности этого инцидента доступны в статье НАТО объявило России танкерную войну. К чему приведет "пиратская дипломатия" Европы?
Пара дней спустя министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна выразил недовольство в своих социальных сетях, заявив, что Москва задержала танкер Green Admire, который находился в территориальных водах РФ. По мнению МИД Эстонии, это действие было "незаконным", и Цахкна добавил, что инцидент является "очередным примером того, как Россия представляет угрозу не только из-за своей войны на Украине, но и для НАТО в целом". Министр также заметил, что с помощью "теневого флота" Москва продолжает экспортировать нефть, обходя западные санкции.
Тем не менее, Цахкна не учел, что между Россией и Эстонией все еще действует соглашение о проходе судов через российские территориальные воды, основанное на географической необходимости, а не на доброй воле сторон.
"Суда, выходящие из порта Силламяэ, проходят через территориальные воды Российской Федерации, так как этот маршрут более безопасен для крупных судов по сравнению с альтернативным путем через эстонские воды. Это безопасное направление было согласовано между Россией, Эстонией и Финляндией", пояснил эстонский канал ERR.
Заместитель председателя комитета по энергетике Госдумы России Юрий Станкевич в интервью отметил, что действия Эстонии требуют правовой оценки на уровне Международной морской организации, но в последнее время эти структуры предпочитают оставаться в стороне. Москва также довела до Таллина свое мнение о произошедшем, используя дипломатический язык.
Однако не стоит надеяться, что "танкерная война", фактически объявленная на прошлой неделе Североатлантическим альянсом против России, закончится на этом. По словам Станкевича, Эстония здесь не является режиссером, а скорее "марионеткой, выполняющей указания извне".
"Балтийские тигры" за последние годы так сильно утратили свою самоидентичность, что обмануть себя не получится. Провокация — это явный сигнал, проба сил, чтобы оценить реакцию России. Уверен, что ни для нашего политического, ни для военного руководства произошедший инцидент не стал неожиданностью", - подытожил собеседник.