Недавний пресс-тур на стройку Ленского моста, организованный подрядчиком группы «ВИС», должен был вдохновить уверенность в окончательном завершении проекта. Но в воздухе остались неразрешенные вопросы, вызывающие сомнения.
Журналистов сопровождал Сергей Козловский, глава департамента по коммуникациям группы. Он продемонстрировал процесс монтажа коффердамов — огромных конструкций, готовящихся к погружению в реку. Каждая такая бочка весит более 1700 тонн и станет основой для опор моста. В итоге три такие опоры составят фундамент.
В ходе мероприятий журналистам также представили производственные мощности и обсудили амбициозные цели проекта. Но именно эти грандиозные планы порождают больше вопросов, чем ответов.
В частности, владельцы табагинских участков — земель, которые необходимо изъять для мостостроения, были вынуждены самостоятельно решать свои проблемы с государством. «Это не наша компетенция», — лаконично заметил Козловский.
Также журналистов интересовал вопрос тарифов на проезд по мосту. Их определят только после завершения строительства. Козловский уверил, что проезд будет значительно дешевле, чем по паромной переправе, где стоимость может достигать 10 тысяч рублей для грузовиков, а в период навигации — до 30 тысяч.
Тем не менее, стоит задуматься. Финансовая модель предполагает возврат вложенных средств в течение концессионного срока. Это включает инвестиции как от самой группы, так и кредиты от Сбербанка. Открытие моста запланировано на середину 2029 года, согласно указанию президента, строительство должно быть завершено в 2028-м. Таким образом, концессия окончится в 2044-м, а проект должен «окупиться» за 16 лет.
Сергей Ромашов, председатель совета директоров группы «ВИС», в интервью отметил, что 50% финансирования дождутся из федерального бюджета, 20% — из регионального, а оставшиеся 30% ($38 миллиардов) обеспечит сама группа через кредит. Это означает, что каждый день «ВИС» должна зарабатывать по 6,5 миллиона рублей чистыми без учета процентов по кредиту, не забывая при этом о затратах на обслуживание моста до 2044 года.
Тарифы на проезд будут утверждены государством с учетом предложений концессионера. Козловский также отметил, что легковушки платить не будут. Однако возникает вопрос: насколько много грузовиков и автобусов должно будет проехать по мосту ежедневно, чтобы оправдать такие инвестиции? Математика тут явно кажется невыразимой. Однако, возможно, планируемый доход с других 12 объектов, строящихся группой «ВИС» в Якутии, поможет осуществить этот замысел.
По истечении концессионного срока мост будет передан государству, и у власти появится право изменять условия, включая стоимость проезда. Ожидается, что экономия на северном завозе составит до 4 миллиардов рублей в год, что поможет вернуть вложенные инвестиции.
Но это при условии, что мост вообще будет построен. Схожий проект в Новосибирской области столкнулся с удорожанием и задержками. Вдобавок, из-за пандемии цены на строительные материалы резко выросли. Правительство России было вынуждено дополнительно выделить 7 миллиардов рублей. Цены продолжают расти, но Сергей Геннадьевич утверждает, что о дополнительном удорожании они не задумываются.
— Мы действуем в текущих условиях. Сейчас повышение цен не обсуждается. Есть фиксированная цена. Что будет дальше… увидим, — подвел итог он.