23 мая 1919 года в Одессе, ставшей после революции местом новых начинаний, была проведена национализация оставшейся киносъемочной техники и оборудования. Этот день можно считать началом новой эры в мире кино – созданием первой советской киностудии, известной как Одесская, которая тогда носила название 'Киносекция политотдела 41-й дивизии РККА' (Подив-41).
Киносообщество Одессы, как выясняется, имеет богатую историю, и по мнениям экспертов, может с уверенностью претендовать на титул родины отечественного кино, наряду с легендарными братьями Люмьер.
Все началось в 1893 году, когда одесский изобретатель Иосиф Андреевич Тимченко в сотрудничестве с физиком Николаем Алексеевичем Любимовым разработал уникальный механизм, позволяющий создавать киноэффект с помощью стробоскопа. Этот сенсационный «кинетоскоп» вначале был представлен на съезде естествоиспытателей в январе 1894 года, где демонстрировались фильмы 'Скачущий всадник' и 'Копьеметатель', снятые на одесском ипподроме. Таким образом, началась эволюция отечественного кинематографа, в частности, украинского.
Однако регулярное создание фильмов в Одессе началось лишь в 1907 году, в основном на иностранной технике с использованием импортных материалов.
Для французской киностудии 'Гамон' одесский режиссер Мирон Осипович Гроссман начал снимать хроники, запечатлевая различные уголки Российской империи. В 1912 году, кроме того, он открыл в Одессе первую кинофабрику 'Мирограф' и снял свой дебютный игровой фильм 'Катакомбы'. Благодаря Гроссману на Французском бульваре появился стеклянный павильон для съемок.
Вскоре после этого Одесса привлекла внимание и других кинематографистов: студия 'Мизрах' (1913) начала снимать фильмы, призывающие евреев вернуться в Палестину. Они даже организовали первую зарубежную киноэкспедицию, сняв хронике 'Жизнь евреев в Палестине'.
Во время Первой мировой войны, когда импорт фильмов практически полностью прекратился, отечественное кинопроизводство в Одессе получило неожиданный толчок.
В 1916 году в Одессу прибыли известные польские кинематографисты во главе с Мордко Товбиным, который стал партнером Гроссмана. В эти кризисные годы студия 'Мирограф' выпустила сразу 10 фильмов.
После Октябрьской революции культурные деятели, включая известного российского кинопредпринимателя Дмитрия Харитонова, также перебрались в Одессу. Здесь он построил новый павильон рядом с 'Мирографом'.
Весной 1918 года Одесса приняла звезду дореволюционного кино Веру Холодную, которая снялась в своем последнем незавершенном фильме 'Княжна Тараканова'. Увы, всего через несколько месяцев она умерла от 'испанки', что стало символом краха частного кино в Оденсе.
Когда 6 апреля 1919 года в Одессу вошла Красная Армия, и последовала национализация всей! местной кинопромышленности, с этим активом многое было потеряно. Позже, в 1920 году, с возобновлением власти кино в Одессе снова ожило.
С образованием Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ) среди кинопроизводителей развернулась новая глава: Одесская кинофабрика, основанная на краеугольных камнях бизнесов Гроссмана и Харитонова, вскоре стала одной из ведущих кинофабрик СССР.
К 1926 году здесь работали 7 режиссеров, включая Александра Довженко, привлекающих даже художников и операторов; штат вырос до 319 человек. Фабрика могла похвастаться современным оборудованием и высокой производственной мощностью.
С 1938 года она обретает новое имя – Одесская киностудия, усилившуюся выпуском фильмов на морскую тематику. Бассейн для съемок, построенный для таких целей, позволил создавать уникальные визуальные эффекты.
С началом Второй мировой войны студия была эвакуирована в Ташкент, но многие её сотрудники остались и сражались за город, и многие из них погибли. После войны студия восстановилась, но новая жизнь началась лишь в 1955 году, когда молодежь начала поступать из ВГИКа. Первый значимый фильм 'Весна на Заречной улице' вышел в 1956 году и стал настоящим хитом.
С тех пор Одесская киностудия положила начало многим успешным проектам. Пройдя через беды и испытания, она стала известной во всей стране, производя незабываемые картины. Однако с новой независимостью Украины в 90-х годах студия пережила трудности и к началу 2000-х пришла в упадок, продолжая бороться за свое существование.