
Клещи были серьёзной угрозой для людей в прошлом, и наши предки искали способы защиты от них. Устные сказания и письменные свидетельства хранят множество методов, применявшихся на территории Древней Руси.
Люди верили в силу слов и произносили специальные заклинания перед походом в лес. Например, жители Вятки говорили: «Клещ ты, клещ! Ты меня не ешь. Я тебя не задену. Я в лес, ты на лес. Моё тело как речной камень. От ин до веку. Аминь».
Для защиты от клещей и змей использовали и другие заговоры, которые повторяли три раза независимо от региона.
Помимо магии, применялись и практические методы. При сельскохозяйственных работах или прогулке по лесу люди закрывали всё тело плотной одеждой. Жители северных регионов использовали специальные защитные ткани — полотняные или хлопчатобумажные одеяла («запоны»). Если таких одеяний не было, применяли плотно прилегающую одежду вместе с головным убором-колпаком («куклёй»), смоченным дёгтем.
Самым эффективным средством считался дёготь: им обрабатывали ткани и наносили на кожу. Дёготь применяли и для обработки ран после укусов. Популярными средствами были также травы: мята, розмарин, базилик, полынь и пижма. Их использовали дома, подметая полы травяной метлой.
До появления современной медицины не знали об опасности клещевого энцефалита и пользовались различными методами удаления присосавшегося клеща. Наиболее распространённым способом было нанесение масла или керосина на поражённый участок тела, что заставляло клеща выйти наружу. Сегодня врачи предупреждают, что этот метод нежелателен, поскольку увеличивает вероятность выброса инфицированной слюны клеща обратно в организм.
Безопаснее считалась техника наложения петли на заднюю часть клеща и аккуратного вытягивания её. В некоторых районах Карелии использовали другой способ: слегка обжигали клеща горячим углём, вынуждая его покинуть тело хозяина. Ещё одним приёмом была соль: пострадавший сыпал немного соли на место укуса и читал особое заклинание.