
Учёные из НИУ ВШЭ изучили, как билингвы усваивают второй язык, и пришли к неожиданному выводу. Оказывается, дело не в зубрёжке грамматических правил, а в частоте их использования.
В исследовании были проанализированы тысячи примеров устной речи билингвов из разных регионов России. Особое внимание уделялось тому, как они используют числительные в разных синтаксических конструкциях.
Результаты показали, что часто встречающиеся сочетания, например, «два часа», используются правильнее, чем менее распространённые конструкции. Это особенно заметно, когда дело касается числительных от двух до четырёх.
Исследование опровергает представление о том, что билингвы механически переносят грамматические структуры родного языка в осваиваемый. Да, влияние родного языка есть, но оно не является определяющим.
Для анализа использовались записи интервью более чем 180 человек, владеющих 21 различным языком, включая редкие. Сбор материалов проводился в разных регионах России.
Анализ подтвердил, что на корректность использования числительных влияют уровень образования, возраст и частота употребления соответствующих конструкций. Это значит, что язык усваивается через регулярное воспроизведение устойчивых языковых формул, а не через механическое запоминание правил.
Даже если в родном языке билингва используются другие синтаксические структуры для числительных, это не приводит к автоматическому переносу их в русскую речь.
Результаты работы подчёркивают важность естественной языковой среды для эффективного освоения второго языка.