Иностранные компании возвращаются: активность на российском рынке достигает рекорда

Иностранные компании возвращаются: активность на российском рынке достигает рекорда

В 2024 году уровень заявок на регистрацию иностранных товарных знаков в России поднялся на 18% по сравнению с допандемийными показателями. Наибольшую активность проявляют фирмы из Китая и Беларуси, а также новые игроки, такие как компании из Объединенных Арабских Эмиратов, которые прежде не зарегистрировали свои знаки. Это подтверждают результаты совместного исследования ВТБ и «Онлайн Патент».

Анализ показал, что за последние пять лет нерезиденты подали около 50 тысяч заявок на оформление товарных знаков в Роспатент. В 2022 году количество таких заявок сократилось на 25% по сравнению с 2021 годом, составив всего 7,6 тысяч. Однако в 2024 году было подано 11,8 тысяч заявок, что на 18% больше, чем до введения санкций.

В последние пять лет более 10% всех заявок от иностранных компаний касаются электроники, 8% – оптовой и розничной торговли, а около 7% – косметических товаров. Основные сферы активных заявок включают моду и фармацевтику (по 6%).

«Российский рынок открывает новые горизонты для иностранных компаний, особенно из Азии и СНГ. Они стремятся занять освободившиеся ниши и укрепить свое присутствие в растущих секторах экономики. В то же время мы замечаем, что российский бизнес тоже становится более активным в регистрации своих брендов, что подтверждается ростом заявок на регистрацию товарных знаков через сервис ВТБ на 28% в первом квартале 2025 года по сравнению с предыдущим годом», – говорит Спартак Солонин, старший вице-президент ВТБ.

«Несмотря на продолжающиеся санкции, иностранный бизнес не теряет интереса к российскому рынку, а наоборот, увеличивает свою активность. Многие зарубежные компании стремятся занять освободившиеся ниши, а некоторые готовятся к возвращению – они уже регистрируют товарные знаки, чтобы иметь возможность быстро восстановить свои операции в России в будущем», – добавляет Алина Акиншина, генеральный директор «Онлайн Патент».

С 2022 года наблюдается значительный рост активности китайских компаний: количество их заявок на товарные знаки в период с 2022 по 2024 год удвоилось по сравнению с 2020 – 2022 годами. Лидируют бренды в категории электроники (16%), за ними следуют одежда (8%) и машины, станки и двигатели (8%).

Белорусские компании также значительно расширили свою активность, подав в два раза больше заявок на товарные знаки. Наиболее популярные категории среди этих заявок – оптовая и розничная торговля (12%), кондитерские изделия и бакалея (8%), а также косметика и молочные продукты (по 7%).

Топ

Лента новостей