Победа природы: суд отменил контракт на вырубку леса в живописной долине Амги
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Иркутске 10 июня 2025 года подтвердил решение о расторжении договора между Министерством экологии Якутии и иркутской лесозаготовительной компанией ООО Ангара. Спор разгорелся из-за несоответствия компании требованиям по противопожарной безопасности в верховьях реки Амга, что не осталось без внимания общественников.
На протяжении длительного времени защитники природы настаивали на том, что компания игнорировала основные меры предосторожности, и, к счастью, их доводы были услышаны. В результате судебных инстанций все аргументы о необходимости расторжения контракта были признаны обоснованными, а сама сделка от 10 января 2020 года была объявлена недействительной.
Хотя у Ангары есть возможность подать жалобу в вышестоящий суд, после трёх неудач в арбитраже у них практически не осталось шансов вырубка леса в этом районе официально запрещена. прокомментировал известный общественный деятель Афанасий Алексеев.
Тем не менее, добиваться окончательной победы ещё рано. В Арбитражном суде Якутии сейчас обсуждается аналогичное дело против другой иркутской лесозаготовительной компании ООО ВудЛэнд24, принадлежащей семье Белобородовых, которая также оказалась под прицелом экологов за нарушения противопожарных норм.
Как и в случае с Ангарой, причины для расторжения договора схожи: недочёты в организации противопожарных разрывов, отсутствие чистоты на территории и неправильно размещённые информационные стенды.
К тому же, ВудЛэнд24 до сих пор не расплатилась с Министерством экологии за аренду лесного участка в этом году, что стало дополнительным поводом для расторжения контракта. Судебное разбирательство по делу назначено на 19 июня 2025 года в 10:45 по местному времени.
Общественники также обращают внимание на проблему с неоформленной техникой. Например, у Ангары с 2021 года отсутствуют государственные номера на спецтехнике, что может указывать на игнорирование налогового учёта.
С начала 2025 года вступили в силу изменения в Лесной кодекс, требующие оборудовать техника средствами контроля. Наши экологи настаивают на том, что без этого транспортировка древесины становится незаконной, добавил общественный деятель Александр Ариносов.
Тем не менее, реакция властей на эти вопросы вызывает недоумение. На запрос от Афанасия Алексеева Министерство транспорта Якутии ответило довольно расплывчато, не затрагивая суть вопроса о наличии регистрационных знаков на технике, принадлежащей ООО Ангара.
Ситуация, похоже, остаётся на ранее заданных рельсах: власти перераспределяют запросы между различными структурами, избегая конкретных ответов и решений. Это оставляет надежду на то, что усилия общественников всё же приведут к более качественному контролю за сохранением природы в этом уязвимом регионе.