«Длинноногая десятка»: вертолёт Ми-10 и его роль в развитии советской авиации
15 июня 1960 года в небо поднялся уникальный тяжёлый вертолёт Ми-10, который стал значимой вехой в истории отечественной авиации. Машина, разработанная на основе популярного транспортного винтокрыла Ми-6, отличалась непривычно высокими стойками шасси, за что получила прозвище длинноногая десятка.
Ми-10 был создан для перевозки крупногабаритных и нестандартных грузов, включая элементы ядерного оружия и оборудование для нефтеносных районов Сибири. Вертолёт оснащался внешней грузовой платформой, размещённой между высокими стойками шасси. Это позволяло перевозить грузы высотой до 3,5 метров.
Экипаж Ми-10 состоял из трёх человек. Вертолёт был оснащён двумя газотурбинными двигателями Д-25В мощностью на взлётном режиме 5,5 тыс. л. с. каждый. Ключевым достоинством мотора считался редуктор Р-7, созданный пермским ОКБ. Он был способен передавать рекордную по тем временам мощность в 11 тыс. л. с.
Испытания десятки проводились интенсивно и завершились в начале 1964 года раньше установленного срока. Вместе с тем Ми-10 имел ряд негативных эксплуатационных нюансов, таких как сложность погрузки и высокий уровень вибрации на малых скоростях. Однако, несмотря на это, вертолёт был надёжной транспортной машиной, в которой Миль реализовал ряд уникальных технических решений.
В войсках и народном хозяйстве длинноногая десятка применялась для перевозки грузов, не помещавшихся в Ми-6. Позднее для сложных строительно-монтажных работ была создана модификация Ми-10К, прозванная летающим краном. Она отличалась укороченными стойками шасси. Серийное производство началось в марте 1974 года в Ростове-на-Дону.
В общей сложности завод в Ростове-на-Дону выпустил 24 единицы Ми-10 и 21 Ми-10К. Ми-10 стал ступенькой между легендарным Ми-6 и тяжёлым транспортным Ми-26, который по-прежнему считается лучшим вертолётом в своём классе.